Информация

» » Исследование Spencer Stuart роль директоров в автопромышленности

Исследование Spencer Stuart роль директоров в автопромышленности

Международная консалтинговая компания Spencer Stuart представляет результаты исследования «Директор по исследованиям и разработкам: образ будущего», посвященного роли директоров по R&D в автомобильной промышленности.

По мнению экспертов Spencer Stuart, в ближайшие три года произойдет переоценка должностных инструкций руководителей этого направления и требований к их опыту: в число приоритетных компетенций войдут бизнес-моделирование и опыт разработки программного обеспечения. При этом участники российского авторынка отмечают особый путь развития отрасли в России, что делает роль директора по R&D на отечественных предприятиях особенно важной. Предвосхищение тенденций и управление ожиданиями рынка, нежели традиционная работа в соответствии с маркетинговыми планами, - именно этого будут ждать от директоров по разработкам в ближайшем будущем.  

«Директоров по R&D обычно воспринимают как руководителей творческих лабораторий. Но в современных экономических условиях роль исследовательского подразделения меняется, сам новаторский процесс становится все более технологическим, соответственно, и управление им должно эволюционировать. Наше исследование - своего рода свод требований к директорам по разработкам, которые будут предъявляться к ним уже в ближайшее время. Кроме того, это первая попытка комплексной оценки роли директоров по R&D в условиях меняющейся экономики как в мировом масштабе, так и в контексте российской специфики», - комментирует Антон Стороженко, руководитель индустриальной практики и партнер российского офиса Spencer Stuart.

В результате анализа деятельности подразделений по исследованиям и разработкам 50 крупнейших международных компаний автомобильного сектора, специалисты Spencer Stuart пришли к следующим заключениям:

  • В ближайшие три года произойдет масштабная переоценка эффективности работы действующих директоров по исследованиям и разработкам, которая повлечет за собой пересмотр их должностных инструкций, кадровые перестановки и организационные изменения внутри компаний. Это будет одним из последствий изменяющихся бизнес-стратегий лидеров мирового автопрома.
  • Роль директора по R&D в стратегическом процессе и продвижении бренда возрастет.
  • Помимо основной обязанности - обновления модельного ряда и создания конкурентных преимуществ - директора по исследованиям и разработкам должны будут находить технологии, оптимальные по соотношению риска и прибыльности, и обеспечивать их освоение и внедрение.
  • К ключевой компетенции директора по исследованиям и разработкам - успешной научно-исследовательской работе - добавятся актуальные для рынка требования: опыт работы на производстве, управленческие компетенции, навыки финансового контроля, межкультурная и языковая подготовка, умение уверенно вести себя на публике и др.
  • Компаниям в первую очередь будут интересны кандидаты, обладающие опытом разработки программного обеспечения (чего раньше не требовалось) и бизнес-моделирования (этот навык важен уже сейчас, в будущем его актуальность увеличится).
  • Наиболее эффективным будет директор по исследования и разработкам, сочетающий в себе компетенции стратега и новатора, отличного руководителя и опытного менеджера по изменениям, чья работа исключительно ориентирована на достижение поставленных целей.
  • 13 навыков эффективного директора по R&D: способность к выходу за рамки классического функционала и отстаиванию своих проектов; развитые рационализаторские и новаторские способности; умение брать ответственность за риски; способность выступать на равных с другими директорами, в том числе по вопросам разработки стратегии; хорошо развитые лидерские качества; развитая компетенция найма сотрудников и формирования команды; высокая коммуникабельность; способность принимать участие в обсуждении вопросов по различной тематике; сочетание различных стилей руководства; уверенность в освоении нового; инициирование изменений и управление ими; умение устанавливать и поддерживать деловые отношения; способность достигать стратегических целей.

Антон Стороженко, руководитель индустриальной практики и партнер российского офиса Spencer Stuart: «Усиление роли отделов исследований и разработок в компаниях автомобильного сектора, о котором говорится в исследовании, актуально и для российского автопрома. Текущая модель разработки позволяет производить продукцию, но ее недостатки на фоне обострившейся конкуренции и технологий, используемых иностранными игроками, проявляются все очевидней. Вызов заключается в том, чтобы создать новую модель с учетом передового зарубежного опыта, не потеряв достоинств действующей модели и связи с российской действительностью. Отечественные производители уже занялись реформированием своих научно-технических центров и столкнулись с другой проблемой - в мировых масштабах российский рынок очень невелик, а инвестиции в создание новых моделей весьма серьезные. Окупить вложения в создание новой платформы для автомобиля могут только компании с очень большим масштабом производства, чего в России нет. Поэтому в сообществе имеет место дискуссия о создании одной платформы для нескольких производителей. Но в любом случае, для сохранения независимости компаниям необходимо иметь свою научно-исследовательскую функцию, особенно в условиях ужесточающейся конкуренции. Будущее за теми, кто научится создавать современный продукт по привлекательной цене с современным дизайном и хорошими потребительскими качествами».

«Кадры с современными подходами в области НИОКР автомобильной техники формируются только сегодня. Фактически, мы решаем поколенческую проблему - нам всем необходимо вырастить специалистов, смотрящих вперед, с пониманием самых современных трендов», - комментирует особенности российского рынка в области разработки новых автомобилей Евгений Галкин, заместитель генерального директора по развитию, директор научно-технического центра ООО «УАЗ». - Нельзя попасть в будущее, не прожив в настоящем. Задача сегодняшнего дня - создать продукт, способный конкурировать с международными марками не только ценой. Такой продукт сформирует группу лояльных клиентов. И лишь имея в активе такую группу клиентов, можно приступать к конкуренции на международных рынках за счет лидерских разработок. Конструкторам, безусловно, сегодня в гораздо большей степени, чем еще вчера, приходится участвовать в обсуждении и решении стратегических вопросов. Непросто, но процесс идет вперед. Технических специалистов научить разбираться в маркетинге проще, чем маркетологов - особенностям НИОКР. И альтернативы здесь нет - невозможно создать новый продукт, не опираясь на инженерный потенциал».

«Данное исследование достаточно верно отражает изменения, происходящие в нашей отрасли. В частности, тезис о том, что директор по разработкам должен отвечать уже не только за создание автомобилей, но и разрабатывать новые бизнес-модели, имеет высокую актуальность для КАМАЗа, как ведущего российского производителя коммерческих транспортных средств», - считает Игорь Савельев, руководитель Службы стратегического планирования ПАО «КАМАЗ».

Евгений Мейлихов, заместитель директора службы по развитию НП «ГЛОНАСС»: «Развитие концепции подключенных автомобилей, общая цифровизация автомобилестроения требуют создания в автомобильных компаниях и альянсах кросс-функциональных организаций, отвечающих за внедрение новых технологий и бизнес-моделей. Эта реорганизация диктует дополнительные требования к директору по разработкам - ему приходится взаимодействовать с подразделениями, с которыми раньше это общение почти отсутствовало, а также требует от директора по R&D умения управлять кросс-функциональными задачами. Не менее важными являются компетенции в области ИТ и других современных технологиях. Сегодня все производители находятся в поиске новых бизнес-моделей, и директору по разработкам нужно быть готовым включиться в этот процесс, что невозможно без широких знаний. Автопроизводители планируют стать участниками рынка мобильности как услуги, по-новому позиционируют свои продукты. К примеру, компания Geely представила новый бренд Lynk & CO - марку, ориентированную на новые модели потребления. Автомобили этого бренда будут постоянно подключены к интернету, они должны будут обеспечивать быструю «персонализацию» автомобиля при смене водителя. Для эффективного создания продуктов, предназначенных для использования в совершенно новых бизнес-моделях, директор по R&D должен обладать очень широким кругозором и знаниями, в том числе в области технологий связи, в технологиях навигации, в городской мобильности, логистике и т.д. И, конечно, не стоит забывать о важности делегирования. При существующей широте задач, которая сегодня возникает у директора по разработкам, без этого умения его работа не будет эффективной. К сожалению, в большинстве компаний очень жесткое разделение обязанностей, которое мешает такому делегированию, но освоить его необходимо».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: