Независимые эксперты делают неутешительные для автопрома прогнозы. Они отмечают, что условия специнвестконтрактов (СПИК) стали слишком сложными автомобильных производителей.
Старые СПИК перестали действовать летом прошлого года, а новые условия многим не понравились. Ранее правительство разработало поправки, которые позволяют подписать СПИК, действующие на старых условиях. Больше всего выгоды от старого СПИК получил китайский производитель Haval. А другие производители могут отказаться от дальнейших инвестиций и закрыть предприятия в России.
Напомним, СПИК был задуман как следующий этап после просмборки.
С каждым производителем они заключался отдельно на индивидуальных условиях. Вторая версия СПИК, принятая в прошлом году, отменяла минимальный порог инвестиций и предлагала заключать контракты на более длительные сроки. Однако появился и ряд невыгодных автопроизводителям условий. Например, компенсация про утильбсору должна была выплачиваться в зависимости от уровня локализации.
Между тем, 1 января утильсбор вырос, а власти отказались компенсировать таможенные пошлины на комплектующие, сюда же прибавились падение рубля и пандемия. В итоге автопроизводства закрылись вместе с дилерскими центрами. Теперь в Минпромторге работают над новыми мерами поддержки для тех производителей, кто подписал СПИК. В начале года представители BMW отказались строить завод в России и подписывать СПИК, так как соглашение стало невыгодным баварцам на фоне повышения ставок утильсбора.