В рамках пресс-конференции с журналистами, которая прошла на прошлой неделе, президенту был задан вопрос о дальнобойщиков. Путин предложил упразднить транспортный налог для фур, если они уже платят за проезд.
Ранее аналогичное решение уже предлагалось, однако губернаторы были против. Так как деньги с этого сбора идут в региональные бюджеты. Напомним, что 17 декабря, Путин предложил проверить прозрачность финансовых потоков системы «Платон», а также отменить транспортный налог исключительно для тяжелых грузовиков. Он также высказался о том, что правительство рассмотрит этот вопрос уже в начале следующего года.
Специалисты уже заявили, что президент следует своей старой стратегии, он не уступает давлению бастующих дальнобойщиков, а пытается оптимизировать ситуацию. То есть ждать полной отмены «Платона» не стоит. То есть, отмена транспортного налога, при продолжении действия платы за проезд, это компромисс, а не уступка.
Напомним, что среди требований дальнобойщиков — это полная отмена платы за проезд. Акции начались еще одиннадцатого ноября, за четыре дня до начала работы «Платона», и и прошли в двадцати четырех регионах. В Подмосковье было сформировано два основных лагеря, которые собирались провести всероссийскую акцию протеста и перекрыть МКАД тридцатого ноября. Но позже выяснилось, что они не смогли договориться и один из лагерей пытался перекрыть МКАД.
Их даже не совсем спланированные действия, отсутствие одного лидера и четкой позиции дали свои результаты. Пятнадцатого декабря президентом был подписан указ, который многократно снижает размеры штрафов.
Что касается транспортного налога, то он появился в нашей стране еще в 2003 году. Согласно Бюджетному кодексу, все поступления от него идут в местные бюджеты. Самая большая сумма от этого сбора в структуре региональных бюджетов в МО, Владимире, Волгограде и Новгороде. А именно большегрузы больше других вносят в бюджет за счет транспортного налога в Калининграде, Смоленске и Магадане.
Эксперты уже высказались и по поводу отмены этого вида сбора. По их мнению, это приведет к сокращению региональных бюджетов, то есть или регионам будет сложнее выполнять свои обязательства, или правительству придется увеличить федеральные дотации регионам.
В свою очередь, губернаторы уже призадумались, откуда брать теперь деньги. Они же говорят о том, что основные транспортные потоки большегрузов, после введения платного проезда, стали переходить на региональные дороги. Последние ремонтируются и строятся за счет местных бюджетов, кроме того, они не рассчитаны для постоянный потоков тяжелых фур и разрушаются быстрее. В некоторых областях подумывают о введении платы за проезд именно по региональным дорогам.
Другой вариант решения намечающейся дыры в региональных бюджетах — это повышение акцизов на топливо. Эти акцизы также полностью идут в местные бюджеты.
В свою очередь, высказали и транспортники, которых опросили сразу после заявления президента. По их мнению, транспортного налога — это хорошо, но мало. Крупные транспортные компании считают, что транспортный налог надо было отменить еще когда были введены акцизы на топливо.