По итогам прошлого года продажи на вторичным автомобильном рынке сократились на почти двадцать процентов. В численном эквиваленте — это почти пять миллионов штук. В то же время эксперты говорят, что еще больше рынок не упал из-за интереса иностранцев к автомобильным продажам в России.
Согласно статистическим данным крупного автомобильного портала в рунете, пользователи из других стран начали в два раза чаще просматривать сайты объявлений в поиске поддержанных автомобилей. Выросло и количество объявлений, который дублируются на тематических порталах Казахстана и Белоруссии.
Между тем, продавцы поддержанных авто говорят о том, что за машинами в РФ едут не только белорусы и казахи, но и арабы, европейцы и китайцы.
Почему именно Россия
Из-за низкого курса рубля в пересчете на доллары подержанные машины в нашей стране в настоящее время почти самые дешевые в мире. Разница в цене может дойти до пятидесяти процентов, в зависимости от модели и года ее выпуска. В 2014 году самое большое число иностранных покупателей приезжало из Казахстана, особенно это было видно в декабре, когда разница в цене была очевидна. В 2015 году тенденция продолжалась, однако пошла на спад осенью.
В Белоруссии ситуация обстоит по-другому. Пик покупательской способности белорусов в России также пришелся на конец 2014 года. Однако из-за этого в РБ возник дефицит валюты, и властям пришлось временно ввести ограничения на покупку долларов и евро.
В правительстве говорили о трехсот двадцати миллионах долларов, которые жители РБ вывезли в Россию.
А из-за роста размера утилизационного сбора, который был увеличен в Белоруссии в восемь раз, ожидать роста покупательской способности со стороны белорусов в России, не приходится. В результате действия местных властей, физическое лицо должно будет платить пошлину за машину, возрастом до трех лет, в размере семнадцати с половиной тысяч российских рублей.
А если машина старше трех лет, размер пошлины составляет двадцать шесть тысяч российских рублей. Однако автодилеры вторичного рынка не теряют клиентов. Теперь за машинами в Россию едут не только жители стран СНГ. Все чаще покупают поддержанные автомобили жители ОАЭ, ЕС и Азии.
И если казахи и белорусы покупали в первую очередь машины для себя, и лишь немногие из них на продажу, то европейцы и азиаты покупают только для последующей перепродажи.
Что покупают в России
Больше всего арабы и европейцы покупают машины премиум класса: BMW X5, Audi A6, Mercedes-Benz E-Class, Kia Sportage и Volvo XC90. Пользуются спросом и редкие винтажные модели. Для сравнения, дизельный Porsche Cayenne 2013 года в России стоит пятьдесят одну тысячу долларов, а уже в Белоруссии, Германии и ОАЭ такая же машина будет стоить шестьдесят две тысячи долларов.
В сегменте массовых автомобилей разница в разы ниже, но также есть.
Затраты иностранных покупателей
Как уже говорилось выше, казахи и белорусы в основном приобретают поддержанные автомобили в России для себя, так как правильно оформить машину на перепродажу им мешают законодательные проволочки. Например, в Белоруссии перед постановкой на учет местная ГИБДД отправляет запрос в Россию, ответ на который идет несколько месяцев.
А без него никаких действий с автомобилем проводить нельзя. При этом казахи и белорусы не платят таможенные пошлины, а только утилизационный сбор. А вот в Германии и Эмиратах за растаможку российской машины необходимо заплатить процент от его стоимости, а также НДС.