Столичная полиция проверила более 173 тыс. машин такси. 40% водителей — это иностранцы и выходцы из ближнего зарубежья, некоторые из них — бывшие уголовники, водят пьяными, без прав, грубо нарушают ПДД, возят с собой пистолеты и наркотики.
Чтобы сократить число нарушителей, НП "Гильдия автошкол" России и Межрегиональный профсоюз работников такси "Таксист" направили письмо в Минтранс, предложив ввести обязательный курс повышения квалификации для таксистов, в ходе которого водителей обучат русскому языку, навыкам социального общения и ориентированию в городе. Мэрия Москвы поддержала инициативу, предложив закрепить ее законодательно.
Комментарий Председателя правления НП «Гильдия автошкол» России Сергея Лобарева:
Вопрос о повышении квалификации профессиональных работников автопредприятий – один из самых острых, ведь от качества подготовки водителей такси зависят жизни тысяч наших граждан. К сожалению, имеющиеся образовательные программы в автошколах пока далеки от совершенства, и такого мнения придерживаются не только автопедагоги, но и профессиональные сообщества водителей. Объединение программ подготовки водителей-любителей и профессионалов привело не только к существенному удорожанию обучающего курса, но и поспособствовало снижению качества подготовки водителей. Любителям, считают автоэксперты, ни к чему изучать многостраничные технические параметры эксплуатации авто, а профессионалам, наоборот, нужно существенно расширить спектр изучаемых предметов.
Поскольку Министерство образования и Минтранс не спешат решать проблему несовершенства автошкольных программ, Профсоюз «Таксист» и эксперты НП «Гильдия автошкол» решили взяться за дело самостоятельно и разработали уникальные курсы повышения квалификации профессиональных водителей, нацеленные на расширение их знаний в таких сферах как: конфликтология, углубленное изучение требований ПДД, использование навигационных устройств в авто, защита прав потребителей, безопасное вождение и маневрирование, порядок действий при возникновении ДТП и даже изучение русского языка.
«Гильдия автошкол» организовала пилотный образовательный проект для профессиональных водителей уже в 4-х автошколах на базе холдинга «Центральная автошкола Москвы». Мы выяснили: из 10 пришедших на занятия водителей, как минимум трое - иностранцы, которые с трудом владеют русским языком и как следствие, не в состоянии понять пояснения преподавателей. Теперь же за счет включения в курс доп. образования предмета «Изучение русского языка» многие водители «из приезжих» предпочтут доплатить лишние 2 тысячи рублей и пройти обучение с максимальной для себя пользой (планируется стандартный обучающий курс для профессионалов рассчитанный на 16 часов обучения будет стоить 4500 руб.).
Только в этом году произошло 356 ДТП с участием водителей такси, в которых погибли 20 человек и более 400 были ранены. Постоянные жалобы, некомпетентность работников автотранспорта поступают и на горячую бесплатную линию Гильдии автошкол, и в юридические службы с различных регионов, и в профессиональные сообщества водителей такси. Эта тревожная ситуация стала еще одним поводом к запуску пилотного проекта курса повышения квалификации для водителей-профессионалов. Как поясняют эксперты виртуализация автохозяйств в настоящий момент привела к тому, что многие таксомоторные агрегаторы попросту не знают и ни разу не видели своих сотрудников. Соответственно не ведется и контроль за их деятельностью и качеством предоставляемых ими услуг.
В тоже время таксистов – лихачей тоже можно понять. Отсутствие адекватных правовых регуляторов на рынке такси приводит к ситуации постоянного нарушения трудовых прав водителей, а низкая оплата труда вынуждает таксистов работать буквально на износ и сутками, не досыпая и стараясь оказать услугу максимальному числу клиентов.
Нерасторопность чиновников уже привела к хаосу в сфере таксомоторн ых и автообразовательных услуг, и дальше сидеть сложа руки и не борясь за повышение качества подготовки водителей и защиту их трудовых прав просто невозможно.
Это, наверное, первый случай, когда «низы» не готовы жить по-старому и сами акцентируют внимание «верхов» на существующих проблемах.
Комментарий Председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина:
Отрадно, что преподаватели автошкол оперативно откликнулись на призыв вместе решать вопрос повышения качества предоставляемых таксомоторных услуг. Педагоги не просто учли наши пожелания, но и разработали программы, с использованием новейших методов обучения. Такая отзывчивость коллег из автошкол безусловно заслуживает уважения и поддержки. Объединив усилия мы поняли, что для того, чтобы добиться результатов не нужно ждать, когда раскачаются чиновники — надо засучить рукава и работать, пробивая бюрократические препоны и делая своими руками все, что можно для спасения человеческих жизней на дороге.