Все чаще ведущие автопроизводители анаосируют свои новые модели на альтернативных источниках топлива. Эпоха «зеленого» транспорта наступает постепенно, принося с собой водород и электричество. Эксперты сравнивают лидеров рынка водородомобиль Toyota Mirai и электрокар Tesla.
Выбросы в атмосферу
Актуальный в последний год пункт — уровень выбросов в атмосферу. Правительство разных стран требует от автопроизводителей сокращать этот показать, чтобы сделать воздух в мегаполисах чище. Однако традиционные автомобили с трудом соответствуют жестким экологическим нормам. Сразу несколько скандалов в связи с занижением показателей выбросов только подтверждает этот факт. А вот автомобили на альтернативных источниках справляются с этими требованиями куда лучше. Так Mirai на водородных топливных элементах не выбрасывает в атмосферу вообще ничего, только воду — на дорогу. У Tesla по определению нет вредных выбросов.
Экологичность «топлива»
И если для атмосферы «зеленые» автомобили большой плюс, то для природы в целом — не всегда. Водород, несмотря на то, что является распространённым элементом во Вселенной, на нашей планеты в больших объемах не встречается. Таких залежей водорода, как того же газа или нефти, у нас нет. Ближайшее большое скопление водорода — Юпитер. Но когда человечество туда доберется и доберется ли вообще?
Однако у нас есть вода и технология, которая позволяет посредством электролиза добывать из нее водород. Тут стоит напомнить, что для добычи водорода необходимо большое количество электричества, которые получается путём сжигания все тех же угля, нефти и природного газа. Таким образом, добывается шестьдесят семь процентов всего электричества в мире.
В результате доля вредных выбросов от автомобилей возможно и сократиться, а вот от процесса выработки электричества, скорее всего, увеличится. Доля гидроэлектростанций и атомных электростанций пока в производстве электричества не высока.
Существует еще один способ добычи водорода - из углеводородного сырья (например, из метана), но он ещё более вреденый. В результате получается, что чтобы получить одну тонну водородного топлива, в атмосферу необходимо выкинуть выбросить от десяти до тридцати тонн двуокиси углерода.
И мы вновь возвращаемся к процессу сжигания не возобновляемого природного сырья, от которого пытаются уйти поклонники «зеленых» технологий. Только сгорать сырье будет не в ДВС, а на электростанциях.
В Toyota эту проблему предложили решить, получая водород из отходов жизнедеятельности живых существ. Японцы усовершенствовали технологию получения биогаза. И если раньше конечным продуктом технологической цепочки был метан, то после ее продления — им стал водород. Однако объем и количество побочных веществ, выделяемых в процессе в атмосферу, остались прежними.
В свою очередь, Tesla решила обратиться к возобновляемым исчтоникм энергии — Солнцу, приливам и ветру. Компания построила на территории США огромную суть своих фирменных заправок, которые питают электромобили от Солнца, благодаря солнечным батареям. Кроме того, американцы разработали целую концепцию будущего, в котором электричество добывается только посредством солнечных батарей. Однако не совсем понятно, что в этом будущем делать тем, кто проживает в несолнечных районах.
Дальность хода
По этому параметру Toyota пока впереди. Ее Mirai проходит больше электромобилей, благодаря высокой энергоёмкости водорода. Toyota Mirai на одной заправке может пройти пятьсот два километра, а Model S от Tesla с аккумулятором с самой большой ёмкостью только четыреста тридцать четыре километра.
Скорость заправки
Заправлять водородный автомобиль также быстрее — всего три минуты, а Tesla – от тридцати минут в зависимости от аккумулятора и вида заправочной станции. Можно, конечно, воспользоваться автоматической заменой батареи, на ее уйдет всего полторы минуты. Однако это в отличии зарядки услуга платная.
Инфраструктура
Еще одна проблема, с которой сталкиваются производители электромобилей — необходимость самостоятельно развивать инфраструктуру. В отличии от автомобилей на ДВС продажи ТС на альтернативных источниках топлива требуют рекламы, поддержки государства и большой сети зарядок. И если станций для электромобилей появляются, то водородных в мире совсем мало.
Сейчас водородный Mirai можно купить в Японии и США. Начались продажи в ЕС. Однако даже в Германии водородных заправок на всю страну — восемнадцать, в Дании – семь, а в Великобритании — итого четыре. В других странах Старого света водородный автомобиль не купишь. В Японии работают восемьдесят заправок, в США — тридцать. Будет японский автоприозводитель вкладываться в расширение сети парковок для своего водородного автомобиля - неизвестно.
У Tesla ситуация куда лучше. Компания уже несколько лет работает над расширением сети собственных заправок для электромобилей по всему миру, где официально продаются электромобили производителя.
Между тем, самый известный в мире электромобиль можно заряжать и на других зарядочных станциях, а также дома от обычной бытовой зарядки.
Команды поддержки
Не только Tesla и Toyota работают на «зеленую» революцию. Однако другие автопроизводители пробуют свои силы в обоих направлениях. Так ставку на водород делают Honda, Volkswagen, Nissan, Hyundai, Daimler и BMW. В команде электромобилей кроме Tesla числятся GM,Volvo, Nissan и многие другие. Запускать в серийное производство электромобиль пока более экономически безопасно, так как электрозаправок больше, чем водородных.
Некоторые компании, например, Hyundai играют на два лагеря, выпуская и водородные ТС и электромобили.
Цена
Важный и далеко не последний показать при выборе «зеленых» ТС — стоимость. Toyota Mirai стоит от пятидесяти восьми тысяч долларов, попадая в ранг премиум брендов. Tesla Model S стартует от шестидесяти двух тысяч, более экономичная новинка стоит от тридцати пяти тысяч долларов. Однако для самих производителей оба транспортных средства приносят только убытки. Так Tesla в убытках уже одиннадцать кварталов подряд. Каждый Model S приносит компании четыре тысячи убытков. На водородном ТС японский автопроизводитель теряет сто тысяч евро.
Общий итог
Очевидно, что сегодня электромобили пока дешевле, чем водородные ТС. У них более развита инфраструктура и нет проблем с топливом. В свою очередь, автомобили на водородных топливных элементах более сложные технологически. Многие эксперты не исключают, что в скором времени на дорогах могут появится водородно-электрические гибриды. Первым из этой серии был Audi A7 Sportback h-tron Quattro, который совмещает литиевые батареи с водородными топливными элементами. Аналогичный концепт есть и у Volvo.