Среди многочисленных заявленных функций ГЛОНАСС часто упоминается и защита от угона, невозможность сымитировать ДТП, автоматический вызов спасателей и скорой, передача информации об аварии в страховую компанию. Среди минут системы называют закрытие рынка России для редких спорткаров, удорожание конечной стоимости автомобиля с интегрированной системой, проблемы с установкой на поддержанные импортируемые авто.
По состоянию на октябрь этого года в ГЛОНАСС было зарегистрировано свыше миллиона автомобилей. Напомним, российский автопарк – это 50 млн авто. Однако даже с таким небольшим числом пользователей, система уже начала оказывать существенное влияние на авторынок. Напомним, в эксплуатацию система была запущена в 2015 году. С 2017 года, собираемые на территории Евразийского экономического союза, должны оснащаться ГЛОНАСС.
Для легковушек и легких коммерческих экстренная кнопка автоматически срабатывает при ДТП. Для остальных категорий, в том числе и для внедорожников, система реагирует только на опрокидывание. На ввозимые поддержанные автомобили устанавливается система, которую при ДТП необходимо активировать самостоятельно (нажать на кнопку).
В тоже время эксперты отмечают, что экстренная кнопка не будет работать должным образом в местах с плохим покрытием станций сотовых операторов. С начала прошлого года система приняла свыше 400 тысяч экстренных вызовов. Для 4000 из них необходимы были скорая и спасатели. Число вызовов продолжает расти, а с сентября этого года оно превысило ручные.
Примечательно, что воспользоваться ГЛОНАСС можно не только при возникновении ДТП, но и при необходимости технической помощи. Такой сервис запустил Hyundai для своих автомобилей. Круглосуточную техническую помощь для всех оказывают сотрудники Российское Автомобильное Товарищество. Они вызову эвакуатор, привезут канистру с бензином или поменяют колеса.
С 1 ноября консьерж-сервис «Помощь на дорогах» заработал в 70 крупных городах и их окрестностях. Первый год он будет предоставляться бесплатно.
А в 2018 году ГЛОНАСС начнет передавать данные об аварии страховщикам: VIN, скорость движения, время и место ДТП. Данные с терминала можно будет использовать в суде. В будущем планируется, что благодаря сбору данных об особенностях вождения, для каждого водителя будет рассчитываться индивидуальная стоимость каско.
Со следующего года ГЛОНАСС будет предоставлять услугу удаленной диагностики автомобиля. Таким образом, находясь в любой части мира, автовладелец сможет получать на смартфон информацию о состоянии своей машины. Ожидается, что этой услугой первыми воспользуются перевозчики с большими автопарками операторы услуги каршеринга.
Также при помощи ГЛОНАСС можно будет на расстоянии управлять машиной: заглушить двигатель, заблокировать двери. Р
анее в правительстве звучало предложение объединить ГЛОНАСС и «Платон». В результате будет создана национальная цифровая платформа для транспорта.
В Минпромторге отметили, что все прогнозы относительно того, как установка ГЛОНАСС поднимет стоимость автомобилей, не сбылись. Установка системы повлияла на стоимость незначительно. В правительстве рассматривают предложение, согласно которому в программах господдержки будут участвовать только машины, оснащенные ГЛОНАСС. Однако целесообразность этого шага сомнительна. Не все модели даже «АвтоВАЗа» оснащаются терминалами, не говорят уже о других производителях.
Между тем, такие премиум бренды, как Bugatti ушел из России. Так как компании пришлось бы разбить в краш-тестах два своих спорткара. Учитывая, что компания продает в год максимум 20 моделей в России, для производителя такие условия стали невыгодными. От нескольких дорогих кабриолетов и споркаров отказались Audi и BMW.
Проблема вокруг ГЛОНАСС появилась и в отношении ввозимых поддержанных автомобилей из Японии. В начале года на таможне во Владивостоке застряли почти 1000 машин. Выяснилось, что процедуры установки ГЛОНАСС на эту категорию ТС просто не существует. Власти разработали упрощенную схему оснащения требуемыми терминалами.