Прогнозы оптимистов говорят, что уже к 2030 году рынок автономных грузовых перевозок вырастет до такой степени, что почти 2 млн водителей-дальнобойщиков потеряют работу. Речь идет, в первую очередь, о рынке США, где власти стимулируют покупку «зеленых» видов транспорта, а сами перевозчики закупают беспилотные технологии. Свои беспилотные грузовики разрабатывают многие автомобильные компании по всему миру. Многие уже начали их испытания.
Ожидается, что массово на рынке они появятся уже в ближайшие 2-3 года. Эксперты говорят, что водители грузовиков оказываются в зоне риска. Сейчас в США в этой нише работают почти 2 млн человек. Средний возраст американского дальнобойщика — 55 лет. Этот фактор играет им в минус, так как у водителей мало времени на обучение перед выходом на пенсию. Эксперты уверены, что как только появится возможность, перевозчики заменят водителей-людей на робогрузовики.
В год такая замена позволит сократить затраты на 70 млрд долларов. В свою очередь, производительность вырастет на 30%, ведь перевозки будут проводиться круглосуточно и без перерывов. Но и сам переход на роботизированные фуры не пройдет легко и быстро. Тут есть несколько проблем. Первая из них — юридические нюансы. В 2016 году на американских дорогах из-за грузовых автомобилей погибло 3300 человек. Сократится ли число аварий после введения беспилотных фур — неизвестно. Кто будет нести ответственность за подобные ДТП — также неизвестно. Пока суд не может определить статус алгоритмов и роботов, полноценного законодательства для этого рынка также нет.
Между тем, согласно нынешним американским законам, производитель грузовика не несет ответственность в случае ДТП. Второй проблемой часто называют несовершенство беспилотных технологий в том виде, в каком они существуют сейчас. Их эффективность и надежность до сих пор не доказана. Тесты проходят под строгим контролем операторов, как беспилотники работают, когда их никто не контролирует — неизвестно. Ожидается, что первыми от услуг людей-водителей откажутся перевозчики, чьи грузы идут по длинным трассам. В США это почти 300 тысяч самых высокооплачиваемых дальнобойщиков.