Информация

» » » Водительская реакция

Водительская реакция

Режим движения автомобиля меняется под воздействием ног или рук водителя на органы управления. Под реакцией понимается совершение двигательного акта в ответ на какой-то раздражитель, воспринятый через органы чувств. Информация об изменении режима не всегда поддается прогнозированию, возможны и неожиданные изменения в дорожной ситуации, когда человек за рулем оценивает ее при условии ограниченного количества времени. При таких обстоятельствах качество реакции зависит от скорости ее формирования, которая оценивается через время осуществления ответных действий. Реакция бывает простой и сложной. Простая реакция связана с ожиданием сигнала водителем, а значит, характер ее однозначный и совершается она в минимальное время. Сложная реакция предполагает выбор действия из нескольких вариантов.

Время каждой реакции состоит из двух периодов: скрытый (латентный) период, который измеряется, как время с момента появления раздражителя до начала акта движения, и моторный период, который измеряют как время движения непосредственно двигательного акта. Во время латентного периода протекают многие психологические процессы. К ним относятся восприятие, ощущение, прогнозирование и оценка дорожно-транспортной ситуации, выработка решения. Латентный период длится в среднем от 0,2 с (если происходит реакция на свет), до 0,14 с (при реакции на звук).  При сложной ситуации время скрытого периода изменяется в гораздо большем диапазоне и зависит от совокупности психофизиологических свойств каждого человека, от характера самой ситуации и от опыта водителя. Для одного и того же человека ,сидящего за рулем, скрытый период на тот же сигнал может изменяться в зависимости оттого, насколько он был неожиданным. Время моторного периода меняется в зависимости от возраста водителя, сложности выполняемых действий и степени неожиданности сигнала.

Например, среднее время моторного периода обычной реакции на красный сигнал светофора у представителей возрастной категории от 18 до 22 лет в два раза выше, чем у людей категории от 45 до 60 лет. Этот период незначительно меняется у представителей одной категории при одинаковых условиях. Это обусловлено тем, что действия по управлению транспортом систематически отрабатываются и доходят до автоматизма, поскольку неоднократно повторяются в повседневной жизни.

Итак, и первая, и вторая стадия реакции подчиняется такому фактору, как неожиданность сигнала. Чем дольше длится реакция, тем сложнее реализовать действия, направленные на преодоление аварийной обстановки. Можно сделать вывод о том, что необходимо развивать навыки оценивания внешней среды и ее прогнозирования для того, чтобы гарантировать надежную работу водителя.

Ученые доказали, что слабость нервной системы непременно сопровождается высокой чувствительностью. Водителям, которые обладают таким типом нервной системы, легче замечать слабые сигналы и хорошо чувствовать внешнюю ситуацию. Такие люди раньше замечают появление нарушений, возникновение опасности, усложнение дорожной ситуации, и поэтому они заблаговременно принимают необходимые меры, уходят от опасности или вовремя готовятся к противодействию ей.

Давно установлено, что хороший, грамотный водитель при возникновении аварийной обстановки действует медленнее, чем плохой. Грамотный водитель осознает, что в таких случаях нужно действовать наверняка и точно, поэтому, попадая в аварийную обстановку, он старается как можно скорее оценить ее и выбрать наиболее оптимальный вариант действий. Он понимает, что если в обычных обстоятельствах можно ошибиться, а потом исправить и откорректировать свои действия. При аварийной ситуации у него просто нет возможности и времени на исправление ошибок. Если говорить о плохом водителе, то в экстремальной ситуации он будет спешить предпринять какие-то действия. Его движения становятся оборонительными и быстрыми, из-за возникающей паники. В таком случае поспешность приведет к тому, что водитель будет действовать невпопад, сделает ситуации еще более усложненной и неисправимой.

Более того, не секрет, что водитель вынужден действовать при различных дорожных обстоятельствах. Существует режим, который можно назвать минимальным. Он существует, например, в летнее время года в хорошую погоду во время движения по широкому загородному шоссе, которое не загружено автомобилями. Оптимальный режим возникает чаще, при движении по городским улицам среди большого количества машин. На сегодняшний день, учитывая большое количество транспортных средств, этот режим является самым распространенным. Существует еще и экстремальный режим, он возникает тогда, когда дорожная ситуация резко усложняется, в случае внезапного отказа какой-либо техники.

Так вот, ученые доказали, что те люди, которые отличаются слабой нервной системой, которые неплохо работают в минимальной дорожной ситуации, резко снижает безопасность и надежность в случае возникновения экстремального режима. Хотя следует отметить, что не существует идеально надежного и безопасного водителя. Если водитель, который имеет большой опыт и сильную нервную систему способен легко и быстро справится с экстремальными ситуациями, то он будет допускать ошибки в обычных ситуациях, потому что у него не будет мотивации и особого интереса решать их. А тот водитель, который обладает слабой нервной системой, с оптимальным режимом справляется отлично, а в экстренной ситуации зачастую теряется и допускает серьезные ошибки.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии