Информация

» » » Восприятие ситуации на дороге и иллюзии, которые появляются во время вождения

Восприятие ситуации на дороге и иллюзии, которые появляются во время вождения

Человек за рулем окружающую обстановку оценивает преимущество визуально. Взгляд водителя в процессе перемещения с одного объекта на другой, выделяет так называемые опорные точки, которые вырисовывают пространственный коридор, по которому движется машина. С увеличением скорости делать это становится все тяжелее.

Грамотный прогноз дорожной ситуации нельзя представить без знаний факторов, влияющих на восприятие и иллюзий, которые возникают в процессе движения.

Восприятие

То, насколько качественно водитель будет воспринимать дорожную обстановку, зависит от способности быстро и правильно чувствовать время и пространство, на которых основываются водительские расчеты. В процессе восприятия пространства (объекта рассмотрения, его формы и расстояния), наиболее важным для водителя является умение оценить расстояние между объектами и удаленность от них.

Для того чтобы воспринимать предметы, человеку нужно фокусироваться на них в течение 0,1 – 0,3 с. Когда он увеличивает скорость, чтобы более детально рассмотреть предмет на дороге, человек за рулем направляет взгляд на дорогу все дальше от своего автомобиля. Чем дальше он переносит взгляд от машины, тем больше предметов попадут в его поле зрения. К примеру, на расстоянии 30 метров водитель может воспринимать участок дороги в 1,5 метра, на расстоянии в полкилометра – около 16 метров дороги. Для того чтобы обеспечить максимальную безопасность движения при обгоне автомобиля, водитель должен видеть перед собой участок дороги расстоянием в 600 – 800 метров.

Как правило, вниманием охватывается, помимо опасного, не более чем три объекта. Например, кроме переходящих дорогу пешеходов, водитель может видеть встречные, попутные машины и проезжую часть.

Степень концентрации внимания и характер его распределения зависят от условий конкретной дорожной обстановки и быстроты ее изменения со временем. К примеру, в случае перестроения, водитель затрачивает на боковой обзор дороги от 0,8 до 1,6 секунд, а на то, чтобы осмотреть ее сзади – от 0,8 до 1,0 секунд. Во время подготовки к пересечению главной дороги визуальный поиск возможных помех составляет от 1,1 до 2,6 секунд. Чем ситуация на дороге сложнее, тем больший период времени взгляд водителя остается на отдельных объектах.

Умение с точностью оценивать интервалы времени, особенно микроинтервалы, иногда играет решающую роль для безопасности самого водителя и окружающих, когда он выполняет различные маневры. Определение скорости движения машины непосредственно связано с микроинтервалами. Оценка скорости всех объектов, и пешеходов, и транспорта, составляет основу динамического глазомера, который является определяющим фактором профессионализма и мастерства водителя. Если оценивать временной интервал неточно, это может привести к запаздыванию или чрезмерной поспешности действий, к резкому маневрированию автомобилем, что в дальнейшем может стать причиной аварийной ситуации. Абсолютное большинство водительских ошибок во время обгона связано именно с ошибочной оценкой микроинтервалов времени, и, как следствие, скорости автомобиля. Для того чтобы максимально безопасно выполнять маневры, необходимо не только определять расстояния до другого транспорта, но и уметь сопоставлять это расстояние с расстоянием вашего тормозного пути или пути того маневра, который вы планируете совершить. Самой опасной считается тенденция к переоценке временного интервала, когда водитель считает, что ему будет достаточно времени для совершения маневра. Зачастую при обгоне, эти ошибки могут приводить к тяжелым последствиям, поскольку для их исправления времени нет.

Кроме того, на точность восприятия оказывает влияние эмоциональное состояние человека и его индивидуальные особенности. Если вы в хорошем расположении духа или выполняете интересную работу, то время для вас проходит незаметно, вы склонны недооценивать временные интервалы. И наоборот: если у вас настроение плохое, эмоции неприятные, то время будто бы замедляется, и временные интервалы переоцениваются. Такое состояние сказывается и на водителей, на точность их оценки микроинтервалов времени.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: