Информация

» » » Усталость во время езды

Усталость во время езды

Работоспособность в наибольшей степени определяет надежность водителя. Работоспособность – это такое состояние человека, которое позволяет ему качественно и с высокой производительностью выполнять свою работу. Она понижается, если состояние водителя становится болезненным, если он употребляет алкоголь, если водитель утомлен. Также на работоспособность влияет состояние человека: его чрезмерная угнетенность или нервное возбуждение.

Утомление водителя сказывается на общем состоянии безопасности на дороге, оно плохо влияет на психофизиологические качества, в частности, на базовые функции восприятия. Утомляемость сопровождается ухудшением способности зрительного восприятия: понижается контрастная чувствительность, увеличивается его порог, возникают ошибки в оценках расстояний до предметов и скорости движения объектов. Ослабление качеств восприятия приводит и к снижению уровня его организации, особенно это относится к устойчивости переключения внимания. Человек за рулем в течение длительного периода времени концентрирует свое внимание на отдельных предметах, в том числе и на тех, которые ему не нужны, и это приводит к увеличению количества времени на обнаружение неожиданных опасных сигналов.

Утомляясь, человек чувствует ослабление памяти, поэтому, когда длительная поездка подходит к концу, происходит значительное увеличение среднего значения, как обнаружения опасных сигналов, так и времени на их переработку. Для этой фазы характерным является максимальный разброс величин времени реакции: может происходить как чрезмерно замедленное, так и очень быстрое реагирование.

Вследствие утомления раннее сформированные водительские навыки расстраиваются. В частности, это отражается в изменении рабочей позы: она характеризуется более глубокой посадкой с типичным заваливанием корпуса назад или наклоном вперед, а это затрудняет работу с рулевым колесом, рычагами, педалями, ухудшает обзор внешней ситуации и наблюдение за показаниями приборов. У водителя, который чувствует усталость, снижается точность выполнения маневров, часто наблюдаются лишние повороты рулевого колеса, пропускаются необходимые корректирующие действия.

Исследования процесса развития утомляемости у водителей показали, что она обнаруживается, после того, как человек провел за рулем 4-5 часов, значительно чувствуется на 6-8 часу, а в конце девятого часа требуются волевые усилия для того, чтобы придерживаться безопасного уровня движения. Если человеку приходится сидеть за рулем более 9 часов, то вероятность ДТП значительно увеличивается из-за падения работоспособности. Скорее всего, именно поэтому большая часть происшествий происходит из-за утомляемости водителей. При этом, особая утомляемость наблюдается тогда, когда человек, не выспавшись, садится за руль.

Утомление – закономерный процесс, который характеризуется временным снижением работоспособности в результате человеческой деятельности. Следует отметить, что безопасность движения на начальных стадиях утомляемости может не понижаться, потому что водитель волевыми усилиями заставляет себя ехать при таких же количественных и качественных показателях. В состоянии утомления водитель может не совершать ошибок даже при резком изменении дорожной обстановки, повышая интенсивность своего внимания и готовность к действию. Но при этом ему необходимо прикладывать максимум волевых усилий и существенных затрат энергии, что приведет к учащению сердцебиения, более глубокому дыханию, чрезмерной потливости, покраснению на лице, и др.

Из-за повышения затрат энергии происходит резкое увеличение утомления, и наступает такой момент, когда водитель, несмотря на увеличения усилий, начинает совершать ошибки, пропускать необходимые действия, его производительность труда по качественным и количественным показателям падает.

Перед утомлением человек, как правило, чувствует усталость. Она представляет собой субъективное переживание утомления человеком. Сущность усталости с точки зрения физиологии заключается в оповещении организма о том, что интенсивность работы нужно снять или понизить, а иначе произойдет расстройство функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости определяет степень утомления. Ученые доказали, что выполняя любую нелегкую работу, которая человеку по душе, он устает значительно меньше, чем при выполнении легкой, но неприятной работы. Именно поэтому люди, которые занимаются творческим трудом (например, художники или изобретатели), способны работать много часов подряд, не чувствуя усталости.

Психическую деятельность водителя стимулирует поступающая информация. Для того чтобы психические процессы протекали на высоком уровне, необходима наиболее оптимальная нагрузка информацией. Лишний поток информации приведет к чрезмерному напряжению психофизиологических процессов, и, как следствие, к быстрому увеличению утомляемости. В случае недостатка информации резко падает интенсивность протекания психофизиологических процессов, это приводит к тому, что снижается готовность водителя к резким действиям в случае изменения ситуации  на дороге. Для того чтобы в таких условиях поддержать необходимую интенсивность устойчивости внимания, необходимо прикладывать колоссальные волевые усилия. Это приведет к большому расходу нервно-психической энергии, и водитель будет утомляться преждевременно.

Характер поступающей информации и отношение к ней водителя также играют важную роль. Человек, который находится в состоянии утомления, под влиянием опасности или эмоционального всплеска может не ощущать усталости. Именно поэтому тот человек, который в продолжительной поездке по трассе сидит за рулем, чувствует меньшую усталость чем тот, кто сидит в пассажирском кресле, хотя управление транспортом требует больших затрат энергии и сил.

Наиболее опасными проявлениями утомления являются сонливость и засыпание человека, сидящего за рулем. Они часто приводят к возникновению дорожных происшествий. Водитель, который ощущает легкую сонливость, некоторое время может с ней бороться и хорошо управлять автомобилем. Но он должен помнить о том, что засыпание может возникнуть совершенно внезапно, и в эту минут он не будет  осознавать, что является угрозой для безопасности на дороге. Поэтому, если водитель, сидя за рулем, ощущает сильную сонливость, то не нужно бороться с ней в дороге. Необходимо остановить машину и немного поспать, а если такой возможности нет, то выполнить гимнастические упражнения. Продолжать свой путь можно только после снятия чувства сонливости.

Характерными признаками появляющегося утомления являются, казалось бы, незначительные ошибочные действия: желание резко выпрямиться, поменять позу, рассеянное внимание. Если водитель чувствует эти признаки, ему необходимо сразу же прекратить движение. Самые первые признаки утомления водителя появляются примерно через пару часов, проведенных за рулем, легко устраняются недолгим отдыхом и не представляют особой опасности. Давно известно, что при одном и том же промежутке времени отдыха, несколько небольших промежутков гораздо эффективнее, чем один продолжительный перерыв.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: