Информация

» » » Монотонное движение

Монотонное движение

Во время вождения автомобилем, если человек является единственным участником дорожного движения, если вокруг него достаточно однообразный ландшафт, он гораздо быстрее почувствует усталость, чем в том случае, если бы вокруг было интенсивное городское движение. При условиях монотонной обстановки, при ощущении недостатка поступающей информации или вынужденного бездействия чувство усталости появится гораздо быстрее, чем при интенсивной работе, хотя сам человек может не наблюдать у себя признаков утомления.

Психологи различают монотонию двух типов:

- Та, которая развивается как результат многократного повторения однообразных движений и поступления большого числа сигналов в те же нервные центры, другим словом, нервная перегрузка. Например, работа с мелкими операциями в конвейерном производстве, где человек за время смены сотни тысяч раз повторяет одни и те же движения;

- Монотония, которая вызвана однообразием внешнего восприятия, когда человек вынужден действовать в условиях однообразной, практически не изменяющейся информации. Отсутствие новой информации вызывает у человека так называемый «сенсорный голод» (например, езда в условиях неинтересной и однообразной местности, долгое наблюдение за приборами в ожидании сигнала, который поступает редко, и т. д.). Такой вид монотонии особенно типичный для водителей.

Оба типа монотонии, несмотря на то, что в первом случае она вызвана избытком, а в другом – недостатком информации, ощущаются человеком приблизительно одинаково. Он чувствует какую-то своеобразную тяжело переносимую усталость, скуку, что-то напоминающее дурман и ощущение тупости от топтания на месте. Это состояние водители называют «дорожным гипнозом». Но монотония отличается от утомления и обычной усталости тем, что для ее устранения не нужен длительный отдых, достаточно просто смены условий вождения. Это объясняется природой ее возникновения, ведь утомляемость приходит от существенных сдвигов в организме, а монотония является следствием нарушения его регуляции.

Водители особенно тяжело переживают «дорожный гипноз» потому, что он приносит сонливое и тормозное состояние. Человек, сидящий за рулем, вынужден преодолевать его значительными волевыми усилиями, изо всех сил поддерживать нужный уровень бодрствования. А когда необходимо сохранять такое состояние на протяжении длительного периода времени, работа водителя становится тяжелым и напряженным трудом. Именно поэтому деятельность водителя в условиях монотонии   часто приравнивается к экстремальной езде.

Монотония довольно быстро развивается тогда, когда человек едет по однообразной местности, ничем не примечательной. Дорога, которая набегает на водителя, приковывает внимание к себе, а ритмичные покачивания и блики, появляющиеся на капоте машины, усиливают ее тормозное влияние. От воздействия монотонии водитель чувствует значительное увеличение времени реакции. Например, если ехать по однообразной дороге 10-12 километров, это время возрастет на 30%. Под воздействием монотонии процессы мышления и восприятия затормаживаются, открывая большой диапазон непроизвольных движений и автоматических действий. Это может становиться опасным. Как известно из психологии, автоматические действия срабатывают в определенных ситуациях, а в случае заторможенного восприятия любая неожиданная ситуация на дороге может восприниматься не вполне адекватно и вызвать непроизвольные действия у водителя. Все вышеперечисленные факторы – замедленное мышление и восприятие, заторможенная реакция водителя и склонность к автоматическим действиям вызывают возникновение дорожно-транспортных происшествий. По статистике, около 78% таких происшествий происходят на первой и последней трети участков монотонных дорог, то есть там, где воздействие монотонии накапливается как в прямом, так и в обратном направлении движения.

Каждый человек по-своему устойчив к монотонии, каждый переживает ее по-разному. Исследования показали, что те люди, которые обладают сильной нервной системой, переживают монотонию гораздо сильнее тех, у кого она слабая. Подвижные и активные люди переносят ее тяжелее, чем инертные. Исследование различных типов водителей показали, что 74% из них крайне тяжело переносили монотонные условия, 23% тяжело и только 3% оказались довольно устойчивыми к ней. Кроме того, было замечено, что те водители, которые занимаются грузоперевозками на дальние расстояния, гораздо легче переносят монотонию, чем остальные. Можно сделать предположение о существовании некоторой приспособляемости к монотонным условиям.

Можно дать несколько психологических рекомендаций для тех водителей, которые вынуждены противостоять «дорожному гипнозу». Первое: не нужно останавливать все свое внимание на однообразной дороге. Состояние монотонии, как правило, развивается в спокойной обстановке, поэтому можно погрузить свои мысли в совершенно посторонние вещи, только они должны быть волнующими для вас. Второе: обращайте свое внимание на окружающую обстановку, природу за окном, птиц, особенности ландшафта, на облака, в общем, на все, что может увести ваши мысли от однообразия местности. Еще один эффективный способ борьбы с монотонией – пение песен под включенную магнитолу. Но лучше избегать медленной монотонной музыки и отвлекающих внимание передач. Японские ученые, кстати, утверждают, что эффективно бороться с монотонной ситуацией помогает жевательная резинка.

Для того чтобы предупредить появление монотонной ситуации на дороге, используйте средства, которые активизируют ваше внимание: побеседуйте с пассажиром, поешьте сушеные фрукты или кислые конфеты. Заторможенность у водителя может возникать и без утомления, но даже небольшая усталость может ее спровоцировать.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: