Информация

» » » Как чувствовать собственный автомобиль

Как чувствовать собственный автомобиль

Для того, чтобы управлять своей машиной безошибочно, сидящий за рулем должен точно и быстро воспринимать информацию, поступающую с дороги, среды вождения  и самого автомобиля. Такие данные он получает при помощи психических процессов – восприятия  и ощущения.

Ощущение является отражением в сознании человека  свойств явлений и предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения бывают зрительными, обонятельными, слуховыми, двигательными, осязательными и др. С помощью ощущений человек за рулем оценивает отдельно взятые свойства явлений и предметов: размеры, цвет, форму, положение недвижимых и движущихся предметов на дороге.

Восприятие представляет собой психический процесс, который способен давать полное представление о предмете или явлении в виде конкретного образа.  Совокупность всех восприятий дает возможность водителю составить представление о положении своей машины относительно остальных участников дорожного движения, скорости езды, среды движения, состоянии дороги, и т. д. Качество восприятия, под которым понимается его полнота, быстрота и точность, зависит от личного опыта и знаний водителя. Тот, кто провел за рулем не один год, при одинаковых условиях увидит значительно больше, чем новичок.

Если спросить водителя, какие органы чувств он использует во время вождения, то в первую очередь, он назовет зрение. Благодаря зрению он воспринимает примерно 90% всей информации, которая нужна ему для жизнедеятельности. Опытный водитель, кроме зрения, вспомнит и про слух. О том, как ведет себя автомобиль на дороге, он судит и по шелесту шин, и по звуку от работы двигателя. Но есть и другие каналы чувствительности, которые используют водители за рулем. К примеру, с помощью вестибулярного аппарата он чувствует на появляющееся ускорение. Об этом он также может судить по силе прижатия тела к сидению машины. Еще один важный канал информации, которым руководствуется водитель, является  кинетическая чувствительность, проще говоря, мышечные ощущения двигательных органов.

Водитель, который имеет многолетний опыт, способен чувствовать наименьшие изменения в положении машины, в сцеплении колес с асфальтом. Ощущать машину можно, используя весь комплекс чувств: слуховых, зрительных, вестибулярных и мышечно-двигательных ощущений.

То есть, можно сказать, что те мышечные ощущения, которые водитель получает от руля своего автомобиля, являются очень важным и полезным каналом информации. Этот канал имеет большое значение и потому, что сигналы от него в центральную нервную систему поступают несколько быстрее, чем зрительная или слуховая информация. Поэтому я хочу посоветовать каждому водителю, чтобы они больше внимания обращали на ощущения, которые получены от руля. С их помощью они быстрее научатся чувствовать свой автомобиль. Важно то, чтоб они как можно скорее осознали важность и пользу этого канала чувств.

Проведя исследование водителей автомобилей и пилотов, ученые выяснили, что в процессе управления транспортом некоторые из них на прямолинейном участке слегка покачивают руль влево – вправо. Есть предположение, что это происходит не случайно. Водители, сами того не понимая, пытаются получить дополнительную кинестетическую информацию. До тех пор, пока руль не изменит положения, управляющий не получает от него никакой информации о движении. При перемещении руля влево – вправо, он начинает ощущать нагрузки на нем, лучше чувствовать движение машины и убеждаться в том, что она ему послушна.

В психологии давно определили: когда человек использует какое-то техническое средство (к примеру, отвертку), то оно становится как будто продолжением руки, и чувствительность мышц перемещается на сам инструмент. И в самом деле, когда человек заворачивает винт, то кончиком отвертки он чувствует, как этот винт поддается, то есть, из-за кинестетических ощущений рука как будто становится с инструментом одним целым, а через это – объединяется и с тем объектом, на который происходит воздействие.

Что-то подобное наблюдается и в случае управления автомобилем. Но если отвертка была продолжением только руки, то машина становится продолжением всего тела. В тот момент, когда это происходит, человек за рулем по-настоящему чувствует свой автомобиль, он существует неотделимо от него. В этой ситуации водитель способен быстро реагировать на самые незначительные изменения и нюансы его движения. Именно тогда можно рассмотреть личное искусство, так называемый «почерк» каждого водителя.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: